МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по организации работы с добровольческими (волонтерскими) организациями и гражданами по вопросам их привлечения к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Содержание
1. Общие положения 3
2. Нормативные правовые акты основы деятельности добровольческих (волонтерских) организаций в Российской Федерации 4
3. Цель, задачи и основные направления деятельности добровольческих (волонтерских) организаций 6
4. Порядок привлечения добровольческих (волонтерских) организаций к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации 11
последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
4.1. Порядок организации взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями 11
4.2. Порядок участия добровольческих (волонтерских) организаций в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения 15
5. Поддержка добровольцев (волонтеров), участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения 17
6 Особенности участия добровольческих (волонтерских) организаций в 18
мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в условиях распространения коронавирусной инфекции
Настоящие методические рекомендации определяют порядок привлечения добровольцев (волонтеров), добровольческих (волонтерских) организаций к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при работе с добровольческими (волонтерскими) формированиями, созданными по инициативе граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Рекомендации разработаны в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами, а также с учетом мер, принимаемых Правительством Российской Федерации по противодействию распространения коронавирусной инфекции.
(волонтерских) организаций в Российской Федерации
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Федеральный закон от 06 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Поручения Президента Российской Федерации от 20 июля 2019 г. №ПР-1418 по итогам пленарного заседания VI медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость».
Постановление Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. №1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 №1237 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Постановление Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. №2950-р «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации
от 31.01.2020 №3 «О проведении дополнительных санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV».
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-19».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19».
Методические рекомендации МР 3.1.0178-20 «Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19» утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 08.05.2020).
Приказ МЧС России от 11.10.2019 г. №578 «Об утверждении Дорожной карты и состава рабочей группы по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в МЧС России».
Устав Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (утверждённый Учредительным Съездом Движения 12.06.2013).
Добровольчество (волонтерство) является деятельностью в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях решения социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка и социальное обслуживание населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Волонтер (доброволец) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат).
Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
безвозмездности, добровольности, равноправия и законности
деятельности добровольцев (волонтеров); свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе
добровольческой (волонтерской) деятельности; гласности и общедоступности информации о добровольческой
(волонтерской) деятельности; гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении
добровольческой (волонтерской) деятельности; равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление
добровольческой (волонтерской) деятельности; солидарности, добросовестности и сотрудничества участников
добровольческой (волонтерской) деятельности; безопасности для своей жизни и жизни окружающих;
равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.
Цели добровольческой (волонтерской) деятельности:
оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней; безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов; формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.
Задачи добровольческой (волонтерской) деятельности:
помощь государству в решении его социальных задач; помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экологической защиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации; получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач; подготовка кадрового резерва добровольцев (волонтеров); формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения; обеспечение определенного временного формата занятости граждан (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.
Основные формы добровольческой (волонтерской) деятельности:
индивидуальная добровольческая (волонтерская) деятельность;
добровольческая (волонтерская) деятельность в составе незарегистрированного объединения или группы; добровольческая (волонтерская) деятельность через добровольческую (волонтерскую) организацию.
Основные виды добровольческой (волонтерской) деятельности:
оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты; участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий; участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;
участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры; участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций; участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга; ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний; участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий; участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований; иная добровольческая (волонтерская) деятельность.
Права и обязанности добровольца (волонтера) Доброволец (волонтер) имеет право:
- осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;
- получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;
- получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:поддержку в форме предоставления ему питания, специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное, пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера), либо на страхование его жизни или здоровья, или в форме возмещения расходов, понесенных добровольцем (волонтером) на приобретение указанных товаров или услуг; психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации; возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;
- получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;
- получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.
Доброволец (волонтер) обязуется:
- добросовестно выполнять задания, полученные от координатора волонтеров;
- соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда третьим лицам и окружающей среде;
- соблюдать конфиденциальность информации, к которой волонтер имеет доступ в процессе волонтерской деятельности, не разглашать ставшие ему известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну;
- не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению волонтерской деятельности иным лицам без согласия координатора волонтеров;
- бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления волонтерской деятельности, и возвратить их по окончании работы.
Основные направления волонтерской (добровольческой) деятельности:
- Социальное волонтерство (добровольчество) — волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на оказание помощи, прежде всего, незащищенным слоям населения, нуждающимся во внимании и (или) постоянном уходе (помощь детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пожилым одиноким людям, бездомным, бывшим заключенным, беженцам и другим).
- Экологическое волонтерство – волонтерская (добровольческая) деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе (помощь заповедным территориям, животным, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и т.д.).
- Событийное волонтерство – волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на помощь в организации и проведении крупных значимых событий местного, регионального, федерального и международного уровней (помощь на конференциях, съездах, форумах, праздниках, концертах и т.д.).
- Спортивное волонтерство – волонтерская (добровольческая) деятельность, связанная с участием в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий городского, регионального, федерального и международного уровней на территории Российской Федерации, проектов и (или) программ по популяризации спорта и пропаганде здорового образа жизни.
- Культурное волонтерство – волонтерская (добровольческая) деятельность, связанная с организацией и проведением мероприятий, направленных на формирование культурной идентичности, сохранение и передачу культурного и исторического наследия (проведение экскурсий, работа с туристическими группами, с музейными и библиотечными фондами, помощь в реставрации памятников истории и культуры, обучение различным видам творческих практик и т.д.).
- Донорство – волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на популяризацию добровольной сдачи крови и (или) ее компонентов донорами (помощь в организации мероприятий и донорских акций, просветительская деятельность, сдача крови и ее компонентов и т.д.).
- Волонтерство в сфере предупреждения ЧС – это добровольческая (волонтерская) деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, помощь в организации обеспечения безопасности на массовых событиях, поиске пропавших людей, популяризации культуры безопасности среди населения, содействие интернет-безопасности и т.д.
- Медиаволонтерство – волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на формирование информационного поля вокруг общественнозначимых событий, информационную поддержку социальных проектов (создание контента и его распространение в СМИ и социальных сетях в качестве волонтеров-фотографов, журналистов, SMM-специалистов, видеооператоров).
- Волонтерство в медицине – волонтерская (добровольческая) деятельность в сфере здравоохранения, направленная на повышение качества медицинской помощи на всех ее этапах: профилактическом, лечебном и реабилитационном (адресная помощь больным, просветительская деятельность по профилактике заболеваний, помощь в лечебно-профилактических учреждениях, помощь в рамках медицинского сопровождения массовых и спортивных мероприятий, санитарно-профилактическая работа).
- Патриотическое волонтерство – волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание, восстановление и сохранение исторической памяти (помощь в организации патриотических акций и мероприятий, помощь ветеранам и ветеранским организациям, поисковые работы, исторические реконструкции и т.д.).
Основные направления деятельности добровольцев (волонтеров) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
популяризация и реализация с участием добровольцев (волонтеров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участие добровольцев (волонтеров) в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; развитие наставничества, предполагающего участие профессиональных спасателей и работников профессиональной пожарной охраны в обучении спасателей-добровольцев и добровольных пожарных;
работа спасателей-общественников, прошедших специальную подготовку и итоговую государственную аттестацию на профессию «Спасатель Российской Федерации», при ликвидации ЧС; организация гуманитарных акций и мероприятий для помощи пострадавшим вследствие ЧС; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных, пандемии или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; просветительская работа с целью повышения уровня культуры безопасности у населения; содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных народных дружинах.
- Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется путем заполнения электронной заявки на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – заявка).
- По итогам заполнения заявки добровольцу (волонтеру) автоматически присваивается идентификационный номер добровольца (волонтера).
- Форма заявки разрабатывается уполномоченным органом.
- На основании полученной информации уполномоченный орган ведет общероссийский реестр добровольцев (волонтеров).
- Все сведения, содержащиеся в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров), являются персональными данными и не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
- Обработка сведений, включенных в общероссийский реестр добровольцев (волонтеров), в том числе хранение, уточнение (обновление, изменение), распространение, уничтожение, осуществляются уполномоченным органом на основании заявления добровольца (волонтера), подаваемого в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных
При привлечении волонтеров к работе необходимо учитывать, что волонтерская деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
Добровольческие (волонтерские) организации, участвующие в предупреждении и ликвидации ЧС, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Федеральные органы исполнительной власти оказывают поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениям, утверждается порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» добровольческая (волонтерская) деятельность по содействию в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах относится к виду деятельности, в отношении которой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
разрабатывают и реализуют государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, содержащие мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства); утверждают порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; оказывают поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями; формируют координационные и совещательные органы в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; формируют единую информационную систему, которая включает сведения о добровольцах, организаторах волонтерской деятельности и добровольческих организациях.
На территории субъекта Российской Федерации должны быть предприняты определенные организационно-правовые меры, обеспечивающие единство добровольческой деятельности:
принятие необходимых нормативно правовых актов субъекта Российской Федерации в сфере добровольчества (волонтерства); введение единой волонтерской книжки;
введение Кодекса добровольца (волонтера) — декларации принципов, которыми добровольцы (волонтеры) руководствуются в практической деятельности; выполнение органом по делам молодежи или уполномоченным им учреждением организационно-координирующих функций в этой сфере.
Порядок и условия взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами) могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре или соглашении о взаимодействии.
С целью более быстрой ликвидации последствий ЧС и более эффективного оказания помощи пострадавшим необходимо создание постоянно действующих добровольческих (волонтерских) отрядов (групп) на базе высших и средних учебных заведений, предприятий, организаций и т.п. Для реализации данной задачи могут создаваться: волонтерская группа (звено) – небольшая группа единомышленников, действующая в рамках 1–2 направлений волонтерской деятельности; волонтерский отряд – объединение нескольких волонтерских групп, что позволяет осуществлять более масштабную, совместную реализацию нескольких направлений добровольческих инициатив; волонтерский центр (движение) – действующее объединение волонтеров, которое позволяет координировать деятельность волонтерских отрядов и осуществлять их взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, НКО, иными волонтерскими организациями и т.д.
Для популяризации добровольческого (волонтерского) движения и привлечения новых добровольческих (волонтерских) сил целесообразно использовать следующие направления:
социальная реклама;
беседы молодежи с сотрудниками МЧС, волонтерами; проведение конкурсов среди волонтерских отрядов;
привлечение к популяризации движения известных деятелей культуры,
спорта, власти, бизнеса; выступления и публикации в СМИ.
Основные документы, необходимые для работы с волонтерами:
- Анкета волонтера – составляется так, чтобы можно было получить начальную информацию о волонтере для собеседования, отбора и определения на функцию. Включает в себя личные данные, контакты, место работы/учебы, знание языков, интересы, опыт волонтерской работы, особые навыки, наличие автотранспорта и т.д.
- Памятка волонтера – включает описание программы, работы волонтера, информацию, которую необходимо знать волонтеру, объем и время работы, график, требования, знания и навыки, которыми должен обладать волонтер, систему менеджмента, обучения, контроля и оценки его деятельности.
- Личная книжка волонтера – документ установленной формы, которым подтверждается деятельность волонтера; содержит сведения о его деятельности, поощрениях и дополнительной подготовке.
- Рекомендательное письмо – документ, содержащий отзыв о работе волонтера и его качествах, своего рода характеристика волонтера;
- Благодарственное письмо – деловое письмо, содержащее слова благодарности волонтеру за проделанную работу, проявленные качества, особый вклад и т.п.
- Справка об участии в проекте – документ, содержащий информацию о датах и времени проведения проекта, в котором волонтер принимал участие. В справке указывается должность волонтера и его вклад (в случае, когда справка составляется для вуза, добавляется просьба считать волонтерскую деятельность уважительной причиной для пропуска занятий).
- Соглашения – документы, регламентирующие деятельность волонтера на конкретном мероприятии, могут быть различной тематики: согласие на обработку персональных данных – составляется во время сбора персональных данных в соответствии с законом о сохранности персональных данных, согласие с правилами мероприятия – составляется после теоретического обучения и постановки волонтера на функцию, согласие от родителей или опекунов – составляется в свободной форме в случае участия несовершеннолетнего волонтера на мероприятии.
Все добровольческие (волонтерские) отряды проходят непрерывную специальную подготовку по месту учебы или работы, состоящую из теоретических и практических занятий, тренингов, а также участия в показательных выступлениях МЧС и других специализированных служб.
В целях организации плодотворного взаимодействия с добровольцами (волонтерами), а также добровольческими (волонтерскими) организациями требуется проведение комплекса планирующих и организационных мероприятий территориальными органами МЧС России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными заинтересованными общественными организациями организовывается взаимодействие с добровольческими (волонтерскими) организациями по следующим направлениям:
создание рабочих групп по развитию деятельности добровольчества на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утверждение их состава и регламента работы;
разработка и принятие установленным порядком законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, касающихся деятельности добровольческих
(волонтерских) организаций; заключение соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с государственными учреждениями и общественными организациями в сфере создания и развития добровольчества (волонтерства); проведение обучения добровольцев (волонтеров), в том числе по программам, содержащим вопросы обеспечения пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности; оказание методической и правовой поддержки; проведение консультаций; своевременное доведение руководящих документов МЧС России; в территориальном органе МЧС России определяется ответственные за
организацию взаимодействия с добровольцами (волонтерами).
На ответственного сотрудника МЧС России по работе с добровольцами (волонтерами) возлагаются следующие функции:
вносить предложения по организации добровольческого (волонтерского) движения; принимать участие в организации подготовленных добровольческих(волонтерских) отрядов; определять необходимый количественный и качественный состав волонтерских отрядов; проводить инструктаж волонтерских отрядов; обеспечивать организационно-транспортные мероприятия; осуществлять материально-техническое обеспечение волонтерских отрядов; решать вопросы питания и проживания волонтеров; определять задачи волонтерских отрядов;
согласовывать задачи волонтерских отрядов с МЧС и другими специализированными службами; осуществлять контроль за выполнением поставленных задач.
Работа добровольцев (волонтеров) в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций организуется и проводится на основании договоров и соглашений, заключенных между добровольческими (волонтерскими) общественными объединениями и органами управления МЧС России.
Привлечение добровольцев (волонтеров) к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных
ситуаций на объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии
чрезвычайных ситуаций; по решению общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью добровольцев-спасателей на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями чрезвычайных ситуаций.
Решение на привлечение добровольцев (волонтеров) к ликвидации чрезвычайной ситуации принимает зарегистрировавший его орган управления МЧС России.
Привлечение добровольческих (волонтерских) организаций и волонтеров к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на планирование, привлечение, определение сферы деятельности, обучение, сопровождение и оценку.
Территориальным органам МЧС России при планировании привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев-спасателей рекомендуется:
- определить количество необходимых добровольцев (волонтеров) для того или иного вида деятельности;
- определить вид обучения и необходимой поддержки добровольцам
(волонтерам);
В соответствии с разработанной схемой проводится оповещение добровольческого (волонтерского) объединения и уточняется степень его готовности — количество добровольцев-спасателей, их экипировка и техническое оснащение, возможность работы в автономном режиме, время выезда на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Порядок действий личного состава добровольческого (волонтерского) объединения при получении сигналов о ЧС разрабатывается при согласовании с органами управления МЧС России.
По прибытии на место начальник добровольческого (волонтерского) объединения обязан доложить о своем прибытии руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.